Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Какие же праздники почитали на Руси?
Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный со сменой времен года и последовательностью сельскохозяйственных работ. Многие праздники отмечали именно по этому календарю: проводы зимы и встреча весны, первый сев, начало и окончание жатвы.
Второй календарь – языческий, дохристианских времен, так же как и земледельческий, соотносился с явлениями природы. Языческие истоки сохранились во многих народных праздниках – Иване Купале, Семике, Масленице и даже в христианских – Рождестве и Троице.
И, наконец, третий, самый поздний календарь – христианский, православный, в котором одних только великих праздников, не считая Пасхи, – двенадцать, а остальных и не счесть.
Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, Новый год на Руси до середины. XIV в. отмечали 1 марта, затем перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.
Рождественские святки
Зимой крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. В это время, казалось, жизнь на селе замирала. Все сидели в натопленных избах и без особой надобности не выходили на улицу – холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник – Рождество Христово со святками.
Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Святки (или святые вечера) начинались 25 декабря и заканчивались 5 января по старому стилю. В это время молодежь собиралась в теплых избах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. «Кто станет суженым? » – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении «Светлана» Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные, правда, не рождественские, а крещенские:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чащу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Что за приметы скрыты в этих гаданиях? «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живет суженый – на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. «Снег полоть» – подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Бели ровно и звонко – быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж – ласковым и добрым. «Кормили счетным курицу зерном» и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели «ярый воск топили». По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь. – к венчанию, ну а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти.
Последняя неделя Великого поста называется Страстной неделей. Названа она так в память о последних днях жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
В Великий Понедельник Страстной седмицы служится молебен, после которого в церкви готовится миро, использующееся при крещении, таинстве миропомазания, освящении. Миро готовится только раз в году, именно на Страстной неделе – с понедельника по среду, а освящается в четверг.
В Великий Вторник православные вспоминают обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме. В этот день полагается делать «соченное молоко».
В Великую Среду в церкви вспоминают грешницу Марию Магдалину, омывшую слезами и помазавшую миром ноги Христа перед погребением. В этот день воду, натаявшую от собранного снега, нужно было посолить «четверговой солью», оставшейся с прошлого года. Такой водой обливали скотину во дворе, таким образом, предохраняя ее от болезней и напастей на целый год.
Великий Четверг, также называют Чистым Четвергом. В этот день хозяйки убирают жилище, украшают его, застилают чистую постель. В этот день нужно искупаться до восхода солнца. В Великий Четверг заготавливали «четверговую соль». Каждый член семьи должен взять по горсти обычной соли, ссыпать ее в один мешочек и хранить целый год. Этой солью лечили больных и готовили из нее обереги. Также, в этот день нужно пересчитать все деньги, которые есть в доме 3 раза, чтобы деньги «водились» целый год. Начиная с четверга из дому нельзя ничего отдавать и выносить, до воскресенья. С Чистого четверга начинают печь пасхальные куличи и красить яйца. Творожную пасху можно начать делать в четверг вечером, чтобы к субботе она стала достаточно густой и сохраняла форму.
В Великую Пятницу нужно обмести все углы в доме тряпкой, а потом этой тряпкой лечат поясницу и вытирают ноги после купания, чтобы не болели. В этот день нельзя заниматься домашними делами.
В Великую Субботу красят яйца. В течение дня в храмах освящают блюда пасхальной трапезы — куличи, яйца, творожные пасхи, воду. А вечером собираются в церкви на ночную праздничную службу.
В Великое Воскресение — праздник Пасхи в семье начинают словами: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес». Муж с женой не христуются, считается, что это к разлуке.
4 ответа
Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный со сменой времен года и последовательностью сельскохозяйственных работ. Многие праздники отмечали именно по этому календарю: проводы зимы и встреча весны, первый сев, начало и окончание жатвы.
Второй календарь – языческий, дохристианских времен, так же как и земледельческий, соотносился с явлениями природы. Языческие истоки сохранились во многих народных праздниках – Иване Купале, Семике, Масленице и даже в христианских – Рождестве и Троице.
И, наконец, третий, самый поздний календарь – христианский, православный, в котором одних только великих праздников, не считая Пасхи, – двенадцать, а остальных и не счесть.
Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, Новый год на Руси до середины. XIV в. отмечали 1 марта, затем перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.
Рождественские святки
Зимой крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. В это время, казалось, жизнь на селе замирала. Все сидели в натопленных избах и без особой надобности не выходили на улицу – холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник – Рождество Христово со святками.
Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Святки (или святые вечера) начинались 25 декабря и заканчивались 5 января по старому стилю. В это время молодежь собиралась в теплых избах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. «Кто станет суженым? » – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении «Светлана» Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные, правда, не рождественские, а крещенские:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чащу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Что за приметы скрыты в этих гаданиях? «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живет суженый – на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. «Снег полоть» – подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Бели ровно и звонко – быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж – ласковым и добрым. «Кормили счетным курицу зерном» и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели «ярый воск топили». По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь. – к венчанию, ну а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти.
В Великий Понедельник Страстной седмицы служится молебен, после которого в церкви готовится миро, использующееся при крещении, таинстве миропомазания, освящении. Миро готовится только раз в году, именно на Страстной неделе – с понедельника по среду, а освящается в четверг.
В Великий Вторник православные вспоминают обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме. В этот день полагается делать «соченное молоко».
В Великую Среду в церкви вспоминают грешницу Марию Магдалину, омывшую слезами и помазавшую миром ноги Христа перед погребением. В этот день воду, натаявшую от собранного снега, нужно было посолить «четверговой солью», оставшейся с прошлого года. Такой водой обливали скотину во дворе, таким образом, предохраняя ее от болезней и напастей на целый год.
Великий Четверг, также называют Чистым Четвергом. В этот день хозяйки убирают жилище, украшают его, застилают чистую постель. В этот день нужно искупаться до восхода солнца. В Великий Четверг заготавливали «четверговую соль». Каждый член семьи должен взять по горсти обычной соли, ссыпать ее в один мешочек и хранить целый год. Этой солью лечили больных и готовили из нее обереги. Также, в этот день нужно пересчитать все деньги, которые есть в доме 3 раза, чтобы деньги «водились» целый год. Начиная с четверга из дому нельзя ничего отдавать и выносить, до воскресенья. С Чистого четверга начинают печь пасхальные куличи и красить яйца. Творожную пасху можно начать делать в четверг вечером, чтобы к субботе она стала достаточно густой и сохраняла форму.
В Великую Пятницу нужно обмести все углы в доме тряпкой, а потом этой тряпкой лечат поясницу и вытирают ноги после купания, чтобы не болели. В этот день нельзя заниматься домашними делами.
В Великую Субботу красят яйца. В течение дня в храмах освящают блюда пасхальной трапезы — куличи, яйца, творожные пасхи, воду. А вечером собираются в церкви на ночную праздничную службу.
В Великое Воскресение — праздник Пасхи в семье начинают словами: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес». Муж с женой не христуются, считается, что это к разлуке.
Источник: TVNET